18 ÑÐ½Ð²Ð°Ñ€Ñ 2010 года был обнародован short list премии «
Причем дважды: поÑтер Ñ ÐµÐ³Ð¾ портретом, Ñозданный графиком Шепардом Фереем (Shepard Fairey), и «Черный выпуÑк» Vogue Italia, вышедший в разгар президентÑкой кампании в СШÐ. Конечно, к Ñтим двум прилагалоÑÑŒ еще четыре проекта, вот только назвать их инновационным или даже банально краÑивыми… Сложно вÑпомнить и фамилии авторов, и Ñами вещи. Впрочем, Ñто во многом дело вкуÑа и концентрации памÑти.
Почему вÑе же главный приз получил поÑтер Ñ ÐžÐ±Ð°Ð¼Ð¾Ð¹? По мнению членов жюри, он «передает дух нашего времени» и «вдыхает новую жизнь в ту форму пропаганды, котораÑ, казалоÑÑŒ, иÑчерпала ÑÐµÐ±Ñ â€“ в ораторÑкое иÑкуÑÑтво и его визуализацию». Вобщем, поÑтер, который, ÑобÑтвенно, не ÑвлÑлÑÑ Ñ‡Ð°Ñтью избирательной кампании (в том плане, что его не заказывал штаб Обамы, он был Ñоздан по инициативе Ñамого дизайнера), дело Ñвое Ñделал – он помог Обаме выиграть выборы, Ñам по Ñебе Ñтал предметом Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑ†Ð¸Ð¾Ð½Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ Ñимволом политичеÑкого «прогреÑÑа» СШÐ, а заодно Ð¿Ñ€Ð¸Ð½ÐµÑ Ð°Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ñƒ около $400000 в виде прибыли от продажи лимитированной Ñерии.
КÑтати, проÑтые Ñмертные Ñ Ð²Ñ‹Ð±Ð¾Ñ€Ð¾Ð¼ жюри не ÑоглаÑилиÑÑŒ и предÑтавили альтернативного «дизайнера года». ÐÐ¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ñ†Ð¸Ñ Â«The Blog Vote» была приÑуждена гораздо более приземленному объекту  – «ДеревÑнному радио» Magno (Wooden Radio).
Ð’ голоÑовании принÑло учаÑтие 7312 человека. И вобщем-то, их понÑÑ‚ÑŒ можно: далеко не вÑем европейцам еÑÑ‚ÑŒ дело до черного президента прогреÑÑивной Ðмерики, а дизайн – Ñто дизайн, не политика. Он должен радовать глаз, руки, ноги, тело, в целом, и… как видно, еще и Ñлух.
Помимо Ñпоров о том, что ценнее – бумажный Обама или деревÑнный приемник, тревожит душу еще один призер: в категории «Мода» победил вышеназванный Vogue Italia. БеÑÑпорно, Ñто лучший журнал о моде в мире глÑнца, но что делает его претендентом на премию в облаÑти дизайна?
С чего Ñто журналиÑÑ‚Ñ‹ получают награду вмеÑто модельеров? За что? За Ñоздание коммерчеÑки уÑпешной обложки, ÑкÑплуатирующей тему раÑовых разборок в Ðмерике и вышедшей в продажу на пике ажиотажа вокруг черного Президента?! Жюри, идите в… Вобщем, Ñами знаете куда поÑлать политкорректноÑÑ‚ÑŒ. Вручать награду за такую «творчеÑкую находку»  в Ñфере моды – вÑе равно, что давать ОÑкар актриÑе, Ñыгравшей «черную одноногую лезбиÑнку», за один только факт, что она еÑÑ‚ÑŒ в чиÑле номинантов. КÑтати, она там может быть нарÑду Ñ Ñ‚Ð°Ð»Ð°Ð½Ñ‚Ð»Ð¸Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸ белыми наркоманами, не менее гениальными черными алкоголиками, банальными мужеÑтвенными мужчинами и по-женÑки женÑтвенными женщинами. Ðо приз идет обиженному природой и людьми Ñтереотипу, потому что общеÑтву Ñтыдно за неÑправедливоÑÑ‚ÑŒ иÑтории, в целом, и за биографию конкретного киногероÑ, в чаÑтноÑти. ГоÑпода, Ñто подмена… Дизайн не фотографии одетых или раздетых моделей и, тем более, не пиÑанина журналиÑтов.
Пока негодование не превратилоÑÑŒ в набор нелитературных выражений, Ñлабо ÑвÑзанных между Ñобой, давайте взглÑнем на ÑпиÑок потенциальных победителей 2010 года. Итак, вот он:
**ARCHITECTURE**
Brandhorst Museum, Munich, Germany – Matthias Sauerbruch, Louisa Hutton and Juan Lucas Young for Sauerbruch Hutton
British Embassy, Warsaw, Poland – Tony Fretton Architects
High Line Park, New York, USA – James Corner Field Operations and Diller Scofidio + Renfro
Hutong Bubble 32, Beijing, China – Ma Yansong and Dang Qun, MAD Architects
MAXXI, National Museum of the XXI Century Arts, Rome, Italy – Zaha Hadid Architects
Melbourne Recital Centre and MTC Theatre Project, Melbourne, Australia – Ashton Raggatt McDougall
Monterrey Housing, Mexico – ELEMENTAL S.A., Chile
Neues Museum, Berlin, Germany – David Chipperfield Architects and Julian Harrap Architects
Ningbo Historic Museum, Ningbo, China – Wang Shu and Lu Wenyu, Amateur Architecture Studio
Porchdog House Prototype, Biloxi, Mississippi, USA – Marlon Blackwell Architects
Raven Row, London, UK – 6a Architects
TEA, Tenerife Espacio de Las Artes, Canary Islands, Spain – Herzog & de Meuron
Youl Hwa Dang Book Hall, Paju Book City, South Korea – Architecture Research Unit (ARU), London Metropolitan University with Network in Architecture (NIA), Seoul
**FASHION**
Accessories and Artefacts: Women’s Lives in Paris 1940-1944 Exhibition, France – Curated by the Musée Galliera and the Memorial-Musée, designed by Jean-Jacques Raynaud, graphics by CL Design
Alexander McQueen Spring/Summer ’10 and Spring/Summer ’10 Catwalk Presentation, France – Alexander McQueen
The Balmain Jacket Spring/Summer ‘10 – Christophe Decarnin
Beth Ditto at Evans, UK – Beth Ditto and Lisa Marie Peacock
Boudicca Spring/Summer ’10 Real Girl Lookbook, UK – Boudicca
Comme des Garçons’ Autumn/Winter ‘09, Japan – Designed by Rei Kawakubo
Christopher Kane Spring/Summer ’09, UK – Christopher Kane
Goggle Jacket ‘989–‘009, UK – Aitor Throup for C.P. Company
Hats: An Anthology by Stephen Jones, V&A Museum, London, UK – Curated by Stephen Jones and Oriole Cullen
Madeleine Vionnet, Puriste de la Mode Exhibition, Musée Mode et du Textile, Paris, France – Curated by Pamela Golbin, designed by Andrée Putman
**FURNITURE**
360° Work Chair, Germany – Konstantin Grcic
Breathe Furniture, Australia – Helen Kontouris
Carbon Fibre Chair, Japan – Shigeru Ban Architects
Extrusions, UK – Thomas Heatherwick Studio
Grassworks, Netherlands – Jair Straschnow
Houdini Armrest Chair, Germany – Stefan Diez
Palindrome Series, UK – Peter Marigold
Pallet Furniture, UK – Nina Tolstrup, Studiomama
PARCS, UK – PearsonLloyd
Polytopia, Australia – Lucas Chirnside
Repair Project, Lisbon, Portugal – Linda Brothwell
Setu Office Chair, Germany – Studio 7.5
**GRAPHICS**
032c Magazine, Germany – Art Direction by Mike Meiré
Altermodern: Tate Triennial Catalogue and Poster Design, UK – M/M (Paris)
Cafe of Equivalent$, UK – Kennardphillipps
Corporate Diversity, Swiss Graphic Design and Advertising by Geigy 1940-1970, Switzerland – NORM, edited by Andres Janser and Barbara Junod
Daily Visual Column for de Volkskrant, Netherlands – Gorilla
It’s Nice That, UK – Alex Bec and Will Hudson in collaboration with Joseph Burrin
PIG 05049, Netherlands – Christien Meindertsma and Julie Joliat
Russian Criminal Tattoo Encyclopaedia Volume III, UK – FUEL Design and Publishing
The Happy Hypocrite, UK – A Practice for Everyday Life
The Indian Type Foundry, India – Peter Bilak and Satya Rajpurohit
The Newspaper Club, UK – Ben Terrett
The New Yorker, 2 Nov 2009 Edition, USA – Chris Ware
Trillion Dollar Campaign, Zimbabwe – TBWA\Hunt\Lascaris, South Africa for The Zimbabwean Newspaper
Typographic Trees, Crawley Library, UK – Gordon Young and Why Not Associates
Voltaic: Songs from the Volta Tour – M/M (Paris) for Björk
War Memorial, UK – Harry Pearce for the Science Museum, London
Yes, UK – Farrow Design for the Pet Shop Boys
**INTERACTIVE**
BBC iPlayer, UK – BBC
Bloom, UK – Brian Eno and Peter Chilvers
Graffiti Taxonomy: Paris, France – Evan Roth
Kindle 2, USA – Amazon.com
L-E-D-LED-L-ED, Japan – Dilight
onedotzero Festival Identity, UK – Karsten Schmidt and wieden + kennedy London
OpenFrameworks, USA – Zach Lieberman, Theodore Watson, Arturo Castro and the OF community
Pachube, UK – Usman Haque, Sam Mulube and Christopher Burman
Panda Eyes, UK – Jason Bruges Studio for WWF
The EyeWriter, USA – Developed by members of Free Art and Technology (F.A.T), openFrameworks, Graffiti Research Lab,The Ebeling Group and Tony Quan
The Incidental, Milan and London Design Festival, Italy and UK – Concept and creative direction by Daniel Charny, From Now On
YCN Library, UK – Young Creative Network
**PRODUCT**
Beehaus, UK – Omlet
Blown-fabric lanterns, Japan – Nendo
CASE Abyss, Norway – Abyssus Marine Services for SeaBed Geophysical
Clouds, Denmark – Ronan and Erwan Bouroullec for Kvadrat
Design and Democracy: Blanke Ark, Norway – Blueroom, Innovativoli and KADABRA
Design Bugs Out Commode, UK – Designed by PearsonLloyd
Folding Plug, UK – Min-Kyu Choi
Hope Chandelier, Italy – Francisco Gomez Paz and Paolo Rizzatto for Luceplan
Kyoto Box, Kenya – Jon Bohmer of Kyoto
L’Eau d’Issey ETTORE SOTTSASS Edition, France – Issey Miyake
PACT Underwear, USA – Yves Béhar
PlantLock, UK – Front Yard Company
Real Time, Netherlands – Maarten Bass
Samsung N310 Mini Notebook, Japan – Naoto Fukasawa
Ski Helmet for Girls, Norway – Per Finne Industrial Design for Kari Traa
Soma, Tel Aviv, Israel – Ayala Serfaty
Sugru, UK – Jane ni Dhulchaointigh
The Idea of a Tree, Austria – Katharina Mischer & Thomas Traxler
The Story of Stuff, USA – Annie Leonard
Worldmade Sport Wheelchair, UK – David Constantine
**TRANSPORT**
GINA Light Visionary Model, Germany – BMW
E430 Electric Aircraft, China – Yuneec International
Gocycle, UK – Karbon Kinetics Ltd.
Honda EV-N Concept, Japan – Kanna Sumiyoshi
Land Glider, Japan – Nissan Motor Co. Ltd.
Mission One Superbike, USA – Yves Béhar for Mission Motors
Urbikes, Fourth Generation Urban Bicycle, Spain – Eduard SentÃs
Ðу как ощущение? Какие мыÑли? СоглаÑна, длинно. ГлÑÐ´Ñ Ð½Ð° Ñтот перечень, человеку, неиÑкушенному во вÑех облаÑÑ‚ÑÑ… дизайна, Ñложно ÑоÑтавить мнение о том, что проиÑходит в Ñтом довольно теÑном перенаÑеленном мирке. Куда он движетÑÑ, что его вдохновлÑет в данный момент иÑтории? Я – человек неиÑкушенный, не Ñтрадающий манией величиÑ, но Ñмертельно отравленный Ñуетой модного фаÑÑ‚-фуда, потому по ÑпиÑку претендентов в номинации “fashion” даже Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñƒ Ñудить о том, что награждаем мы (уже который год) прошлое. И выбор нам предоÑтавлен небольшой: начало XX века или конец его.
Многие говорÑÑ‚ ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¾ депреÑÑии – в мире ÑÑ‚Ð¸Ð»Ñ Ð¸ дизайна, в чаÑтноÑти. О ÑоÑтоÑнии фруÑтрации. Гламур приелÑÑ, дороговизна возмущает, навороченный хай-тек, также как иÑкушенный минимализм, навевает тоÑку. Рок-миллитари-ретро-ÑкÑпреÑÑÐ¸Ñ ÐšÑ€Ð¸Ñтофа Декарне (Balmain) и неовикторианÑтво ÐлекÑандра Маккуина уже лет 10, как не новоÑÑ‚ÑŒ. Мы дошли до того, что предлагаем отметить Майкла Кейна за то, что он выпуÑтил на подиум трикотаж Ñ Ð¿Ñ€Ð¸Ð½Ñ‚Ð°Ð¼Ð¸ зверушек. Вроде что-то творитÑÑ Ð²Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ³: активно так, живо, денежно, но куда ушло ощущение движениÑ? Вперед или назад – безразлично, но хоть куда-нибудь!
Раньше в авангарде были Великие кутюрье, архитекторы, художники, музыканты, Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð´ÐºÑƒÐ¿Ð½Ð°Ñ Ð¿Ñ€ÐµÑÑа; ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ñто – профеÑÑора факультетов дизайна, ÑнтузиаÑÑ‚Ñ‹-ÑкÑпериментаторы и блоггеры, редкие из которых вытаÑкивают меÑтечковые шедевры вышеперечиÑленных на Ñуд Ñети. Ðо Ñеть – Ñто не профеÑÑионалы, Ñто не вÑÐµÐ¼Ð¾Ð³ÑƒÑ‰Ð°Ñ Ð³Ð»Ñнцево-Ð¿Ñ€Ð¾Ð¼Ñ‹ÑˆÐ»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñ‚ÑƒÑовка. Ðто непризнанные критики, Ñ„ÑшаниÑÑ‚Ñ‹-любители. Ðто и мелкие душонки, которые в большинÑтве Ñвоем закодированы покупать товары из большого глÑнца, и гении, меÑто которых еще неизвеÑтно в иÑтории.
Хотите теорию, фантазии, инновации – к ним. Вот только коммерчеÑкого уÑпеха не ждите. ЗдеÑÑŒ правÑÑ‚ бал Ð¸Ð´ÐµÑ Ñ€Ð°Ð´Ð¸ идеи и филоÑофиÑ. Первое Ñложно назвать Ñргономичным, второе, как извеÑтно, «живет в бочке». Ðо как краÑив их Ñимбиоз, даже когда речь заходит о Ñкуке Ñмертной: о техногенных ÑилуÑтах, альтернативных материалах и 3D-моделÑÑ…. ОÑобенно в Ñфере моды: то, что на подиум выходит в каÑтрированном, вÑе-и-вÑÑ-корректном виде тренда, в лабораториÑÑ… цветет пугающей неординарноÑтью. Вобщем, диковатому духу улично-Ñетевого богемного менталитета поÑвÑщаетÑÑ… Да прибудет Ñ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ Ñила:)
P.S. Конечно, обо вÑех номенантах на звание “лучших” в дизайне 2010 вы узнаете от наÑ, но чуть позже. Следите за обновлениÑми и новоÑÑ‚Ñми.
“Обама” Ñовершенно заÑлуженно получил премию. За какие-то неÑколько меÑÑцев поÑтер Ñтал таким же узнаваемым брендом как СоÑа-Ñola McDonald’s
Ðикто не отнимает у него лавры, но Ð¿Ñ€ÐµÐ¼Ð¸Ñ Ð² облаÑти дизайна – Ñто не ГрÑмми. Ð’ теории, победить должен тот, как предложил нечто инновационное. Что-то, что удивлÑет Ñвоей идеей. ПоÑтер Обамы – по Ñути агит-плакат, Ñтилизованный под 60-е или, еÑли копнуть глубже, под 20-40-е (в РоÑÑии – “Окна РОСТД). Да, он идеален в Ñтом плане. Также как и маÑÑа изображений, Ñделанных в том же ключе, но Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼Ð¸ перÑонажами. Ðо только, неужели Ñто единÑтвенное, Ñамое важное, Ñамое интереÑное, что было Ñделано в 2009 году графичеÑкими дизайнерами? То, что Ñто Ñамое прибыльное, раÑкрученное и узнаваемое – факт. Ðикто не Ñпорит. И выпущено в Ñвет очень вовремÑ. СлучиÑÑŒ Ñто ÑегоднÑ, ничего бы Ñ Ð¿Ð¾Ñтером не произошло. Был бы ÑереднÑчком…