Иногда процеÑÑ Ñъемок не менее интереÑен, чем их результат. ОÑобенно, когда фильм грозит Ñтать культовым. 10 иÑторий Ñо Ñъемочной площадки «ÐлиÑы» Тима Бертона.
Сначала определимÑÑ Ñ Ð¼ÐµÑтом дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ñ„Ð¸Ð»ÑŒÐ¼Ð°. По Ñценарию «ÐлиÑы» мир, в который попадает Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑ€Ð¾Ð¸Ð½Ñ Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚ÑÑ ÐŸÐ¾Ð´Ð·ÐµÐ¼ÐµÐ»ÑŒÐµ. По Ñюжету ÐлиÑа в детÑтве побывала в волшебной Ñтране, но неправильно раÑÑлышала ее название: вмеÑто Underland – Wonderland (вмеÑто Подземелье – Страна чудеÑ). Ртак как Ñтрана дейÑтвительно Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¹ минутой Ð¿Ñ€ÐµÐ±Ñ‹Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ней казалаÑÑŒ ребенку вÑе чудеÑатее и чудеÑатее, вÑе ей предÑтавлÑлоÑÑŒ логичным. Итак, как же рождалÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ð¹ мир на Ñъемочной площадке Тима Бертона?
«Подземелье»: от КÑрролла до Второй мировой
ÐŸÑ€Ð¸Ð´ÑƒÐ¼Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð»Ð°Ð½Ð´ÑˆÐ°Ñ„Ñ‚Ñ‹ и виды ПодземельÑ, художники и режиÑÑер Ñначала обратилиÑÑŒ к первоиÑточнику иÑтории – к книгам КÑрролла, точнее к их иллюÑтрациÑм.
«Мы Ñобрали работы очень разных художников, вдохновлÑвшихÑÑ â€œÐлиÑойâ€, и развеÑили их на Ñтенах, чтобы проникнутьÑÑ Ð°Ñ‚Ð¼Ð¾Ñферой, – вÑпоминает художник-поÑтановщик Роб Стромберг. – Потом началиÑÑŒ разговоры о том, как нам не отойти от книги, но при Ñтом Ñоздать нечто такое, чего раньше не видели».
«ИллюÑтрации к Ñамому первому изданию книги Ñтали Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ надёжным ориентиром, – добавлÑет художник Тодд ЧернÑвÑкий. – Они поÑлужили оÑновой Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð»Ñшбеков в фильме, хотÑ, когда дейÑтвие возвращаетÑÑ Ð² Подземелье, мир вокруг поÑтроен уже по законам Бёртона. Ðа первых Ñтапах работы Подземелье было очень краÑочным меÑтом. Ðо, чем больше мы работали Ñ Ñтими наброÑками, тем чаще Бёртон говорил: “ВÑÑ‘ Ñто очень неплохо выглÑдит, но пригодитÑÑ, Ñкорее вÑего, только Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð¸Ð½Ð°Ð»Ð°â€. Так что пришлоÑÑŒ нам наÑтроитьÑÑ Ð½Ð° другую ÑÑтетичеÑкую волну, погрузитьÑÑ Ð² мир Тима, и в итоге у Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ð»Ð°ÑÑŒ Ñказка о гнёте и подавлении».
ÐаÑтроитьÑÑ Ð½Ð° гнетущую волну помогла Ñ„Ð¾Ñ‚Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ‘Ð½ Второй мировой, на которой изображена британÑÐºÐ°Ñ ÑемьÑ, Ð¿ÑŒÑŽÑ‰Ð°Ñ Ñ‡Ð°Ð¹ во дворе Ñвоего помеÑÑ‚ÑŒÑ.
«Ðа заднем плане видны Ð¾Ñ‡ÐµÑ€Ñ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð›Ð¾Ð½Ð´Ð¾Ð½Ð°, довольно потрёпанного, – говорит ЧернÑвÑкий. – Ðта Ñ„Ð¾Ñ‚Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ñ„Ð¸Ñ Ñтала отправной точкой Ð´Ð»Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ ÐŸÐ¾Ð´Ð·ÐµÐ¼ÐµÐ»ÑŒÑ â€“ мрачного, гнетущего меÑта Ñ Ð±ÐµÐ·Ñ€Ð°Ð´Ð¾Ñтной цветовой палитрой. Однако по ходу Ñюжета многое изменÑетÑÑ Ðº лучшему, так что у Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°ÑˆÐ»Ð¾ÑÑŒ меÑто и Ñрким краÑкам, и Ñолнечному Ñвету».
БританÑким духом пахнет
Ðадо Ñказать, что не только фотографиÑ, Ð²Ð´Ð¾Ñ…Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð²ÑˆÐ°Ñ Ñ…ÑƒÐ´Ð¾Ð¶Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð² на образ ПодземельÑ, Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¸ меÑто дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ñ„Ð¸Ð»ÑŒÐ¼Ð° и проиÑхождение первоиÑточника ÑвÑзывают «ÐлиÑу» Бертона Ñ Ð¢ÑƒÐ¼Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ð¼ Ðльбионом. Ð”Ð»Ñ Ð¢Ð¸Ð¼Ð° Бертона было очень важно наполнить картину «британÑким духом». Многие актеры, занÑтые в поÑтановке, родом из Ðнглии и говорÑÑ‚ Ñ Ð±Ñ€Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ñким акцентом. Среди них – Ðлан Рикман (ГуÑеница), Стивен Фрай (ЧеширÑкий Кот), Майкл Шин (Белый Кролик), Тимоти Сполл (БаÑрд), Барбара Уиндзор (СонÑ), КриÑтофер Ли (Бармаглот), Майкл Гаф (Додо) и Пол Ð£Ð°Ð¹Ñ‚Ñ…Ð°ÑƒÑ (МартовÑкий ЗаÑц). К Ñожалению, Ñтой оÑобенноÑтью картины, как интонациÑми Безумного ШлÑпника (Джонни Депп) и КраÑной королевы (Хелены БонÑм-Картер), роÑÑийÑким зрителÑм наÑладитÑÑ Ð½Ðµ удаÑÑ‚ÑÑ, так как в прокат в нашей Ñтране выйдет Ð´ÑƒÐ±Ð»Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð²ÐµÑ€ÑÐ¸Ñ ÐºÐ¸Ð½Ð¾ÐºÐ°Ñ€Ñ‚Ð¸Ð½Ñ‹.
«ЗдеÑÑŒ много людей, которыми Ñ Ð´Ð°Ð²Ð½Ð¾ воÑхищаюÑÑŒ. – раÑÑказывает режиÑÑер. – Мне хотелоÑÑŒ, чтобы голоÑа риÑованных перÑонажей не были череÑчур мультÑшными, чтобы они были в одном мире Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸ перÑонажами. Мне повезло Ñобрать по-наÑтоÑщему великолепных актёров, которые могли бы блиÑтательно Ñыграть Ñти роли вживую: Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð¸Ñ… голоÑам, анимированные перÑонажи поднÑлиÑÑŒ на один уровень Ñ Ð¶Ð¸Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸ героÑми».
Что общее у куÑка изоленты и зеленых человечков?
Ðатурные Ñпизоды в реальном мире, открывающие и завершающие путешеÑтвие ÐлиÑÑ‹, ÑнималиÑÑŒ в КорнуÑлле в Ðнглии, а вÑе Ñцены Ñ Ð°ÐºÑ‚ÐµÑ€Ð°Ð¼Ð¸ в Подземелье – на фоне зелёного Ñкрана Culver City Studios в ЛоÑ-ÐнджелеÑе, затем отÑнÑтый материал Ñовмещали Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ñтью придуманным миром, Ñозданном на компьютере. И не только декорации были нариÑованы, но и перÑонажи ПодземельÑ. ПоÑтому Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð°Ñ Ð² Ñтудии на фоне зеленного Ñкрана, актерам приходилоÑÑŒ тренировать воображение, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð»Ð¾Ð³ Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð´ÑƒÑˆÐµÐ²Ð»Ñ‘Ð½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ предметами – тенниÑным мÑчиком или куÑком изоленты, и изредка Ñ Ð·ÐµÐ»ÐµÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸ человечками – дублерами мультипликационных перÑонажей.
«Я уже привык разговаривать Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð»ÐµÐ½Ñ‚Ð¾Ð¹, – говорит Депп. – ПрилеплÑешь куÑок на Ñтену – и понеÑлоÑÑŒ. И ничего такого тут нет. Ð’ общем, вÑÑ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð° над фильмом была чем-то на Ñто похожа. Мы ÑнималиÑÑŒ в огромной зелёной комнате Ñ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼ÑƒÐ¼Ð¾Ð¼ реквизита. ПоÑкольку ÐлиÑа у Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑтоÑнно менÑетÑÑ Ð² размерах, иногда она ÑтоÑла на помоÑте, а иногда приходилоÑÑŒ Ñмотреть на изоленту, приклеенную в 15 Ñм от пола. Ðо Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñто ничуть не напрÑгает. Мне нравÑÑ‚ÑÑ ÑложноÑти».
Ð˜Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð¾Ñта и пропорций ÐлиÑÑ‹ Ñтали головной болью Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´Ñтвенной команды, в оÑобенноÑти Ð´Ð»Ñ ÐšÐµÐ½Ð° РолÑтона, ответÑтвенного за визуальные ÑпецÑффекты.
«ÐлиÑа редко бывает нормального роÑта, – говорит он. – То 15 Ñантиметров, то 60 Ñантиметров, то 2,5 метра. И вÑе оÑтальные перÑонажи должны Ñ Ð½ÐµÐ¹ взаимодейÑтвовать Ñ Ñоблюдением вÑех пропорций. Традиционно большинÑтво фильмов Ñо ÑпецÑффектами ÑнимаютÑÑ Ñ‚Ð°Ðº: ÑнимаетÑÑ Ð¨Ð»Ñпник, потом убираетÑÑ Ð¸Ð· кадра, и ÑнимаетÑÑ ÐлиÑа. Иногда и нам приходилоÑÑŒ так поÑтупать. Ðо там, где между перÑонажами проиÑходит плотное дейÑтвие или оÑобенно Ñмоциональный диалог, Ñ Ð²Ñегда ÑтараюÑÑŒ Ñделать вÑÑ‘ в одном кадре».
«Каждый раз, когда приходитÑÑ Ð²Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÑŒ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑ€Ñонажей Ñвою шкалу пропорций, Ñто невероÑтно вÑÑ‘ оÑложнÑет, – говорит художник-поÑтановщик Роб Стромберг. – Такой проÑтой жеÑÑ‚, как кормление Ñ Ð»Ð¾Ð¶ÐºÐ¸, ÑтановитÑÑ Ð±ÐµÐ·ÑƒÐ¼Ð½Ð¾ Ñложным делом, еÑли один из перÑонажей – 5-метрового роÑта. Тут надо многое продумать заранее, как Ñледует повозитьÑÑ Ð½Ð° площадке и окончательно Ñломать голову на Ñтадии ÑпецÑффектов. Ðо в чиÑтом оÑтатке выходит такое, что увидишь не каждый день».
Как только вÑе Ñпизоды Ñ Ð·ÐµÐ»Ñ‘Ð½Ñ‹Ð¼ Ñкраном были отÑнÑÑ‚Ñ‹, Бертон и монтажер ÐšÑ€Ð¸Ñ Ð›ÐµÐ±ÐµÐ½Ð·Ð¾Ð½ Ñобрали черновую верÑию фильма и передали ее РолÑтону и его команде из Ñтудии Sony Imageworks, чтобы Ñоздали компьютерный мир ÐŸÐ¾Ð´Ð·ÐµÐ¼ÐµÐ»ÑŒÑ â€“ 2500 кадров Ñ Ð²Ð¸Ð·ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼Ð¸ Ñффектами.
«Когда Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñпрашивают, как мы ÑнÑли Ñто кино, – говорит оператор-поÑтановщик Дариуш ВольÑки, – Ñ Ð² ответ Ñпрашиваю: “Какой именно кадр?â€Â»
Голова КраÑной королевы
Чуть ли не Ñамым Ñложным иÑпытанием Ð´Ð»Ñ Ð Ð¾Ð»Ñтона Ñтала и голова КраÑной Королевы (Хелена БонÑм Картер), которую надо было увеличить вдвое так, чтобы туловище и прочие чаÑти тела оÑталиÑÑŒ без изменений.
Ðа Ñъёмках вÑех Ñцен и Ñпизодов, где в кадре поÑвлÑлиÑÑŒ Ñлементы, которые надо было увеличить, иÑпользовалаÑÑŒ ÑƒÐ½Ð¸ÐºÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ ÑиÑтема камер, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпечивала большое разрешение, ведь чтобы вдвое увеличить голову КраÑной Королевы, компьютерщикам нужно было вдвое больше пикÑелей. И делать Ñто надо было очень оÑторожно, чтобы модифицированные кадры не выбивалиÑÑŒ из фильма. Безумно Ñложно оказалоÑÑŒ приÑоединить шею Королевы к воротнику её платьÑ. Ðемалые предоÑторожноÑти ÑоблюдалиÑÑŒ даже на Ñъёмочной площадке.
«ЕÑли она поднеÑÑ‘Ñ‚ руку к лицу, а потом мы увеличим голову – вмеÑте Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ увеличитÑÑ Ð¸ рука. Ð’ каждом кадре Ñ Ñледил, чтобы таких ошибок не было», – раÑÑказывает РолÑтон, которому пришлоÑÑŒ дежурить на Ñъёмках каждый день.
Глаза Безумного ШлÑпника
Ð Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð°Ñ Ð½Ð°Ð´ образом Безумного ШлÑпника, люди РолÑтона увеличили глаза Джонни Деппа.
«Главное – не переÑтаратьÑÑ, чтобы не получилоÑÑŒ Ñлишком мультÑшно, – говорит Пейцман. – С другой Ñтороны, Ñделаешь Ñлишком мало – вÑÑ‘ равно, что ничего не Ñделал».
Голова Валета червей
Стейн, Валет Червей – Ñто голова КриÑпина Гловера на 2,5-метровом туловище, нариÑованном на компьютере.
Чтобы быть на одном уровне Ñо Ñвоим перÑонажем, Гловер передвигалÑÑ Ð¿Ð¾ площадке на ходулÑÑ…: Ñто помогало его партнёрам выбрать правильную траекторию взглÑда, а Тиму Бёртону – Ñовмещать в одном кадре перÑонажей разных размеров.
ТрулÑÐ»Ñ Ð¸ ТралÑлÑ
Ðктёр ÐœÑÑ‚Ñ‚ ЛукаÑ, играющий ТрулÑÐ»Ñ Ð¸ ТралÑлÑ, ходил в грушевидном зелёном коÑтюме, из которого торчало только его лицо.
«Ðтот толÑтый коÑтюм не давал ему вытÑнуть руки по бокам, – вÑпоминает Пейцман. – Зато у него поÑвилаÑÑŒ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ð¼Ð°Ñ Ð¸ очень ÑÐ¼ÐµÑˆÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñ…Ð¾Ð´ÐºÐ°Â».
Как и в Ñлучае Ñ Ð’Ð°Ð»ÐµÑ‚Ð¾Ð¼ Червей, голова ЛукаÑа была позднее прикреплена к нариÑованным на компьютере телам близнецов, Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ… повторÑли Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°ÐºÑ‚Ñ‘Ñ€Ð°. Ð’ Ñценах, где в кадре поÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð¾Ð±Ð° близнеца, Ð›ÑƒÐºÐ°Ñ Ñначала отыгрывал Ñцену за одного из них, потом – за другого. Ð’ таких ÑлучаÑÑ… ему помогал актер ИтÑн КоÑн, изображавший второго брата.
Ðнимированный коÑтюм ШлÑпника
Роль ШлÑпника дала Джонни Деппу Ñоздать ещё один уникальный образ, а мультипликаторам применить Ñвое маÑтерÑтво.
«Ðто была дейÑтвительно непроÑÑ‚Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ‡Ð°: найти что-то новое, воÑÑоздать ШлÑпника ÑредÑтвами кино, – говорит Джонни Депп. – Мы Ñ Ð¢Ð¸Ð¼Ð¾Ð¼ практичеÑки Ñразу договорилиÑÑŒ, что он будет таким чиÑтым и непоÑредÑтвенным, что вÑе его чувÑтва и Ñмоции будут мгновенно отражатьÑÑ Ð² одежде, цвете кожи, причёÑке – в общем, вÑÑ‘ будет видно невооружённым глазом. Когда он улыбаетÑÑ, он веÑÑŒ лучитÑÑ Ð¸ раÑцветает, вÑÑ‘ на нём приходит в движение. Он похож на кольцо – индикатор наÑтроениÑ. Он – душа нараÑпашку».
Команда РолÑтона немало повеÑелилаÑÑŒ, Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð°Ñ Ð½Ð°Ð´ резкими переменами наÑÑ‚Ñ€Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¨Ð»Ñпника, которые буквально отражалиÑÑŒ на его лице и коÑтюме.
«Иногда Ñти перемены Ñделаны довольно тонко, – говорит Пейцман. – ЕÑли он груÑтит, его одежда ÑтановитÑÑ Ñ‚Ñ‘Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ или Ñерого цвета. РеÑли вдруг развеÑелитÑÑ, веÑÑŒ коÑтюм начинает вибрировать. Или галÑтук-бабочка поднимет уголки и Ñтанет похож на улыбку. Мы ÑтаралиÑÑŒ, чтобы наши придумки не оттÑгивали внимание на ÑебÑ, а подчёркивали уникальноÑÑ‚ÑŒ перÑонажа».
Mad as a hatter
Впрочем, в переменчивоÑти наÑÑ‚Ñ€Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¨Ð»Ñпника таитÑÑ Ð¸ еще одна причина. ЧиÑто физиологичеÑкаÑ. ГотовÑÑÑŒ к роли, Депп узнал, что многие шлÑпники в XIX веке Ñтрадали от Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ñ‚ÑƒÑ‚ÑŒÑŽ.
«ÐнглийÑкое выражение “безумный, как шлÑпник†родилоÑÑŒ именно отÑюда, – говорит Джонни Депп. – ÐаÑтоÑщие шлÑпники, когда делали цилиндры из бобрового меха, иÑпользовали клей Ñ Ð²Ñ‹Ñоким Ñодержанием ртути. Ртуть оÑтавалаÑÑŒ на руках и проникала в организм, и шлÑпники двигалиÑÑŒ умом».
Депп хотел, чтобы поÑледÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑказалиÑÑŒ не только на разуме его героÑ, но и на его внешнем облике. Он напиÑал акварельный портрет ШлÑпника Ñ Ð¾Ñ€Ð°Ð½Ð¶ÐµÐ²Ñ‹Ð¼Ð¸ волоÑами, клоунÑким лицом и зелёными глазами разного размера, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼ затем работали гриммеры.
«Я почему-то знал, как он должен выглÑдеть, – говорит он о ШлÑпнике. – Когда Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ÑˆÑ‘Ð» в трейлер к гримёрам, вÑÑ‘ ÑлучилоÑÑŒ как-то Ñамо Ñобой. Очень редко образ ÑкладываетÑÑ Ñ‚Ð°Ðº быÑтро. Со мной такое было только один раз – Ñ ÐšÐ°Ð¿Ð¸Ñ‚Ð°Ð½Ð¾Ð¼ Джеком».
Депп также придумал наделить ШлÑпника не одним, а неÑколькими характерами и акцентами.
«Мне показалоÑÑŒ, что из-за Ñвоей гиперчувÑтвительноÑти он может иногда переходить в какое-то иное ÑоÑтоÑние, ÑтановитьÑÑ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼ человеком. Ðто проиÑходит в критичеÑкие моменты, когда ему угрожает опаÑноÑÑ‚ÑŒ и от Ñтого завиÑит его жизнь. Я подумал, что Ñто нечто вроде мÑгкой формы Ñ€Ð°Ð·Ð´Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ñти».
Третье измерение
Решение Disney выпуÑтить фильм в 3D-формате было очень близко Тима Бертону. Ðо вмеÑто того, чтобы Ñразу работать над материалом в трехмерноÑти, он принÑл решение Ñначала ÑнÑÑ‚ÑŒ фильм в обычном, двухмерном формате, а потом перевеÑти его в 3D.
«Я не видел большой выгоды в том, чтобы Ñнимать его в 3D, – говорит Тим Бертон. – Я был очень впечатлён результатами конверÑии в “Кошмаре перед РождеÑтвом†и не видел ÑмыÑла иÑкать другие пути. Мы ÑтаралиÑÑŒ уложитьÑÑ ÐºÐ°Ðº можно быÑтрее, и вÑÑ‘ равно Ñ Ð½Ðµ заметил никакой потери в качеÑтве».